+ 7 (495) 684-04-00

Сколько стоит «зелёная энергия»?

Мы уже много раз рассказывали в нашем блоге о так называемой зелёной энергетике — тенденции к инвестированию в возобновляемые источники энергии, а также о том, как она связана с важными изменениями в реализации и структурировании инвестиций, такими как влияние ESG.

И практически всегда обнаруживалась и оборотная сторона медали. То, что при поверхностном рассмотрении кажется настоящим спасением для нашей планеты, на поверку, как только вы изучите это со всех сторон, может оказаться далеко не панацеей.

Примером здесь может быть «коричневый» водород — водород, созданный из ископаемого топлива, – как он может изменить правила игры?

Другим примером можно назвать лобби природного газа, отстаивающее позицию, что газ – это чистое топливо, — конечно, в определенном смысле и по сравнению с нефтью и углем это так, но это всегда будет ископаемое топливо или, по крайней мере, до тех пор, пока оно не закончится.

Тем не менее, администрация Байдена в США недавно обнародовала план перехода на чистую энергию. Он включает в себя обязательство к 2050 году обеспечить 45% всего производства электроэнергии в США за счет солнечной энергии. Это поистине огромная доля и крайне амбициозное заявление о намерениях.

Однако если посмотреть на количество (как по числу, так и по объему) минералов, необходимых для создания фотоэлектрических элементов, то становится очевидным, что существует явная потребность в большом количестве кремния и меди.

Это несколько обескураживает, но оказывается бледной тенью по сравнению с потребностью в полезных ископаемых для использования энергии как морского, так и берегового ветра. В целом, ветрогенератору требуется в 13 раз больше полезных ископаемых на выработку мегаватт/час электроэнергии, чем газовой электростанции. Поэтому, возможно, именно это подразумевает газовое лобби, продвигая идею чистого топлива. Однако через 50 лет запасы должны иссякнуть.

Еще одно обещание команды Байдена состоит в том, что 50% продаж новых автомобилей к 2030 году должны составлять «транспортные средства с нулевым уровнем выбросов», или электромобили (EV), за исключением того, что некоторые коммерческие грузовики, ВОЗМОЖНО, будут работать на водородном топливе.

Конечно, это кажется весьма благородной целью, но задумывались ли вы когда-нибудь о количестве минералов, необходимых для создания Tesla, Leaf, Nio? Одним из недостатков электромобилей является то, что их вес намного больше, чем у обычного автомобиля с бензиновым двигателем.

В целом, для среднего EV требуется примерно в 6-8 раз БОЛЬШЕ минералов, чем, к примеру, для вашего Ford Focus. Давайте снова обратимся, например, к меди. Для стандартного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания требуется около 15 кг меди, в то время как для среднего EV требуется от 60 до 83 кг, чтобы его колеса двигались вперед. Достаточно впечатляюще, а теперь подумайте, что для работы электрического автобуса требуется около 370 кг меди, ТОЛЬКО меди.

Естественный вопрос, который приходит в голову, когда читаешь такое, — откуда возьмутся все эти минералы? Совершенно правильный вопрос.

Давайте попробуем выразить это в экономических терминах, как это будет уместно в данном блоге.

СПРОС на названные полезные ископаемые растет в геометрической прогрессии, и, безусловно, есть способы использовать этот рост в качестве инвестиционной стратегии. Например, к середине века спрос на кобальт будет в 21 раз больше, чем сегодня, на графит — в 25 РАЗ, а на литий (о котором мы говорили ранее) спрос должен в 42 раза превысить нынешний уровень.

Вопрос больше в ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Хотя Байден пытался поощрять «ответственную» добычу внутренних запасов этих минералов, например, в Северной Каролине, где имеется 3-6% известных мировых запасов лития, самая серьезная проблема, по крайней мере, для США, заключается в том, что многие полезные ископаемые находятся в недружественных или откровенно враждебных государствах.

В Китае, Иране, некоторых странах Южной Америки и Азии можно найти много ценных полезных ископаемых – и Китай сейчас активно использует дипломатические и экономические средства, чтобы подчинить своему влиянию многие развивающиеся страны, особенно в Африке.

Было бы очень неприятно видеть, как вариации конфликтов на Ближнем Востоке 20-го века повторяются в 21-м веке из-за редкоземельных металлов и т.п.

Подписаться на обновления

Прокрутить вверх