+ 7 (495) 684-04-00

Воздушный змей и фондовый рынок

Над землею змей бумажный
В небе высоко парил.
Посмотри, какой отважный!
Но надолго ль хватит сил?
Ветер рвал его на части,
Недовольно гром ворчал.
В небе змей — он очень счастлив!
Он давно о том мечтал!

Сегодня мы начали наш материал не совсем обычно — стихотворением Л. Ищенко. В нескольких строчках здесь очень хорошо рассказано о рисках и возможностях этого удивительного изобретения человечества, очень схожего с поведением фондового рынка. Подобно воздушному змею, индекс S&P 500 может парить высоко, а иногда падать. И все зависит только от активности человека и стихии, в природе фондового рынка — это условия спроса и предложения на конкретный актив.

Сегодня мы хотим разобрать новые тренды и заботы в мыслях розничных инвесторов. Совсем недавно в среде розничных инвесторов почти никто не говорил об уровне безработицы, индексе потребительских цен, индексе цен производителей, розничных продажах или даже решениях Федеральной резервной системы по процентным ставкам. Эти данные не были событием для обычного инвестора. Однако в последние несколько лет выпуск экономических данных и решения по процентным ставкам стали катализатором повышенной волатильности и совпали с переломными моментами на рынках капитала. Следовательно, многие ошибочно могут полагать, что фондовый рынок движется в том же направлении, что и экономика, с той же скоростью, в одно и то же время.

Эта тема особенно актуальна в нынешних условиях, поскольку инвесторы пытаются решить, являются ли плохие экономические данные хорошей новостью для акций. Например, такие, как ожидаемые данные о занятости.

Инвесторам стоит помнить, что экономика — это не фондовый рынок, и иногда они могут двигаться в разных направлениях.

Есть много способов измерения экономики, но одним из наиболее популярных является динамика ВВП (валового внутреннего продукта). Несомненно, глубокое понимание экономики может привести к принятию благоприятных инвестиционных решений. Однако всегда ли можно найти нужную взаимосвязь?

Рассмотрим зависимость доходности индекса S&P 500 от ВВП. На диаграмме рассеяния ниже по оси Y показан среднегодовой рост ВВП, а по оси X — общая доходность индекса S&P 500 (SPX) за календарный год. Очевидно, что здесь в целом трудно увидеть четкую взаимосвязь, не говоря уже о многочисленных случаях, когда индекс S&P 500 был отрицательным в течение года, а рост ВВП — положительным.

Розничные продажи и безработица, аналогично ВВП, независимы от фондового рынка. Диаграмма рассеяния слева ниже показывает процентное изменение средних розничных продаж в годовом исчислении по сравнению с общей доходностью индекса S&P 500 за календарный год. Как и на предыдущем изображении, розовый ромб представляет 2023 год.

Справа ниже представлена диаграмма рассеяния, которая сравнивает среднегодовой уровень безработицы с максимальным падением индекса S&P 500 в течение года. Из диаграмм рассеяния, обсуждавшихся до сих пор, эта, пожалуй, наиболее актуальна, учитывая сегодняшние данные по безработице и результаты за прошедшее время.

Некоторые ретроспективные данные:

  • 1967–1968 годы: средний уровень безработицы составлял всего 3,8%, а худшее падение индекса S&P 500 составляло около 7%. Однако обратите внимание, что в 1966 году индекс S&P 500 упал на 22%, а безработица падала с максимумов конца 1950-х — начала 1960-х годов.
  • 2019: средний уровень безработицы составил всего 3,7%, а худшая просадка индекса S&P 500 также составила около 7%.

Эти графики ни в коем случае не являются исчерпывающими или убедительными, а взвешенный по капитализации индекс S&P 500 не является наиболее подходящей точкой сравнения. Мы не экономисты, поэтому более глубокий и вдумчивый анализ связей вполне может привести к более значимым выводам. Тем не менее, основополагающим моментом остается то, что между экономическими данными и доходностью фондового рынка нет такой прямой связи, как, возможно, многие ожидают.

Одним из наиболее распространенных объяснений такого положения дел является то, что рынки капитала ориентированы на будущее, что является одной из ключевых причин, почему акции акций достигают дна перед рецессией. Существуют и другие причины, например, не все люди инвестируют в фондовый рынок, крупнейшие компании непропорционально влияют на рынки капитала, не все компании, участвующие в экономике, имеют котирующиеся на бирже ценные бумаги.

Таким образом, влияние данных по безработице, уровню ВВП на тренд индекса S&P 500 больше похоже на запуск воздушного змея, чем на параллельные отношения между экономикой и фондовым рынком. Если человек, управляющий воздушным змеем, бежит в том или ином направлении, то он, конечно, оказывает влияние на движение воздушного змея. Однако здесь действует множество других факторов. Продолжаем аналогию: когда тот самый человек движется, воздушный змей вряд ли будет находиться прямо над ним, вместо этого он, вероятно, будет находиться позади него или где-то в стороне из-за дополнительных факторов, таких как скорость и направление ветра, каждый из которых имеет большое влияние на движение воздушного змея.

Если выйти за рамки приведенной аналогии, то, рассматривая рынок с технической позиции, мы в стратегиях AVC тратим меньше времени на беспокойство о том, что вызывает движение конкретной ценной бумаги или рынка (помимо естественных сил спроса и предложения), и больше времени концентрируемся на том, что происходит на рынках, реагируя на это соответствующим образом.

Текущая позиция по рынку в стратегиях AVC пока остается неизменной. С начала августа все активы были проданы и переведены в безопасные денежные фонды. Хотя есть предпосылки появления в сентябре лучших результатов, чем за прошлые периоды. Однако мы не совершаем никаких действий, поскольку ориентируемся на технические сигналы PUT/CALL.

Подписаться на обновления

Прокрутить вверх