+ 7 (495) 684-04-00

Быки и медведи: кто окажется прав?

С начала 2022 года на фоне постоянных предупреждений о грядущей рецессии ведутся ожесточенные споры между быками и медведями. Медведи утверждают, что рецессия все еще видна на горизонте, в то время как быки делают большие ставки на сценарий, в котором можно избежать рецессии. Даже ФРС больше не ожидает рецессии.

Но возможен ли исход с отсутствием рецессии на фоне самой агрессивной в истории кампании по повышению ставок, глубоко перевернутых кривых доходности и других характеристик, предупреждающих о ее неизбежности?

К примеру, одной из таких характеристик является изменение федеральных поступлений – в настоящий момент они снижаются. Доходы правительства формируются за счет налогов как на корпоративные, так и на персональные доходы. Логично, что если доходы падают, то и налогов платится меньше. Как показано ниже, существует очень сильная корреляция между годовым изменением федеральных поступлений и экономическим ростом. Исторически сложилось, что когда годовое изменение федеральных поступлений падает ниже 2% годового роста, это предшествовало экономическому спаду. Годовой темп изменения федеральных поступлений в настоящее время составляет -4%. 

Недавний опрос Global Fund Manager Survey от Bank of America показал, что настроения сейчас наименее медвежьи с февраля 2022 года. Конечно, если взглянуть на приведенный ниже график, становится ясно, что медведей стало меньше, чем раньше, но это ни в коем случае не близко к тому, что можно назвать чрезмерным оптимизмом на фондовом  рынке.

В августе 2023 СМИ настойчиво твердят о быках, которые сейчас появляются даже на обложках специализированных журналов (например, MoneyWeek). И это ощутимый контраст с октябрем 2022 года, когда заголовки пестрели фразами о наступлении рецессии. 

Экономика продолжает почти всех удивлять ростом. Федеральный резервный банк Атланты теперь ожидает, что рост ВВП в третьем квартале составит невероятные 5,8%. Напомним, что среднее ожидание в начале квартала составляло 0%, т.е. половина всех опрошенных экономистов ожидала отрицательного роста. Ситуация почти анекдотическая: больше всего инвесторы обижаются на рынок акций потому, что он упрямо не хочет соответствовать их личным ожиданиям.

А что происходит с доходами компаний, начиная с 2022 года? Продажи растут уже полтора года (черная линия на графике ниже), поскольку потребительские расходы сохраняются. Доходы начали восстанавливаться после некоторого сокращения маржи, вызванного ростом заработной платы и усилением конкуренции за продукцию после восстановления запасов. Однако в последнее время (зеленый кружок) прибыль на акцию вернулась к предыдущим максимумам, поддерживая котировки акций и восстановление после рецессии доходов.

Данные показали, что розничные продажи выросли на 0,7% в июле по сравнению с июнем, потребители тратили деньги в Интернете, на отдых, развлечения и рестораны. Розничные продажи, даже после поправки на инфляцию (см. реальную линию на графике ниже), росли четыре месяца подряд.

Что может замедлить потребительские расходы и повлиять на доход компаний?

  • Рекордная задолженность по кредитным картам: задолженность по кредитным картам превысила 1 триллион долларов (график ниже) — рост более чем на 30% за последние два года — признак того, что у потребителей заканчиваются сбережения. Средняя процентная ставка по кредитной карте в настоящее время составляет более 20%.
  • Погашение студенческих ссуд возобновляется: около 37 миллионов американцев должны будут начать выплачивать студенческую ссуду в октябре, и недавний опрос показывает, что 56% из них будут меньше покупать предметов первой необходимости.

В производственной сфере США есть несколько положительных тенденций, и все они являются попутным ветром для экономики, что дает возможность пройти рецессию более мягко.

Так, производство автомобилей восстановилось до самого высокого уровня с 2018 года (то есть оно даже выше, чем в 2019 году). 

Производство средних и тяжелых грузовиков также растет, увеличившись в этом году на 14%. В аэрокосмической отрасли тоже наблюдается бум: в этом году объем производства вырос на 4%. Растет и производство высокотехнологичного оборудования (компьютеры, коммуникационное оборудование, полупроводники) – рост составил более чем 7% за первые семь месяцев этого года и около 20% с февраля 2020 года (с уровня до пандемии).

Сезонность на рынке акций США, хорошо сработавшая в этом году, свидетельствует, что медвежьи рынки, как правило, заканчивались в октябре, особенно в промежуточные годы, когда первая половина предвыборных лет была чрезвычайно бычьей. Как только пройдут несколько слабых месяцев, с августа по октябрь, остальная часть года, как правило, оказывается сильной. 2023 год также может порадовать потенциальными новыми максимумами S&P 500, которые все еще являются базовым сценарием до наступления 2024 года.

S&P 500 недавно закрылся ниже своей 50-дневной скользящей средней после того, как находился выше нее более четырех месяцев. Согласно ретроспективным данным (с 1900 г. по настоящее время), S&P SP 500 в среднем прибавлял спустя 12 месяцев более 14%.

Заключение

Фондовый рынок США вошел в сезонно слабый период, что совершенно нормально с точки зрения сезонного поведения рынка. Представляется, что в этом году нужно использовать любую продолжающуюся слабость как возможность увеличить свои позиции.

Рецессия наступает обычно без её официального объявления. Исходя из данных по рынку труда, промышленности и потребителям, кризис на фондовом рынке будет менее болезненным, не таким, как в 2008 году.

S&P 500 до конца года, скорее всего, будет иметь положительную доходность за 2023 год, если исходить из исторических данных с 1950 по 2022. Стратегии AVC находятся в защитном режиме, все средства размещены в денежные фонды. Август и сентябрь, возможно, и октябрь будут для наших стратегий вне рынков акций. Сигналом для возобновления инвестирования в фонды акций служит разворот put/call на покупку, как это было, например, в конце марта. Подробности по стратегиям были представлены на нашем обзорном вебинаре

Подписаться на обновления

Прокрутить вверх