+ 7 (495) 684-04-00

Крис Уифер: слабый рубль не так страшен для российской экономики, как это многим представляется

Chris WeaferПриведенные далее комментарии и прогноз макроэкономической ситуации в России прислал наш давний коллега и друг Крис Уифер (Chris Weafer) (http://macro-advisory.com/about). Крис работает с несколькими ведущими российскими банками в качестве главного стратега. Он является обладателем звания лучшего инвестиционного стратега в России в 2013 году по версии Reuters.
Так как в течение праздников к нам обратилось огромное множество людей с просьбой получить инвестиционные консультации буквально по всем финансовым инструментам — от российских акций до евробондов, мы считаем, что экономический прогноз Криса на 2015 год является актуальным. Поэтому представляем перевод его основных тезисов:

Слабый рубль защищает экономику

Хотя напрямую это публично не озвучивается, Кремль принял целенаправленную стратегию — позволить рублю продолжить падение и допустить болезненные экономические последствия в среднесрочной перспективе как «меньшее из двух зол». Слабый рубль защищает доходную часть бюджета страны и обеспечивает мягкое стимулирование отечественных производителей. Такая стратегия позволит стране пережить кризис, однако платой за нее станут экономический рост и инвестиционные потоки, которые в среднесрочной перспективе приносятся в жертву для того, чтобы попытаться сохранить относительно хорошее состояние для будущего восстановления после кризиса, а также подстраховать любую потерю общественной поддержки правительства. По видению Кремля, попытка ограничить сокращение государственных финансовых резервов для защиты бюджета и сохранить рейтинг инвестиционного уровня является более эффективной стратегией, чем растрата денег, пока цена на нефть остается низкой.

Экономические резервы

В недавней пресс-конференции президент Путин сказал, что он не согласен с действиями Центрального банка (ЦБ РФ), использующего все больше государственных резервов в попытке защитить национальную валюту. Я считаю, что, учитывая характер текущего кризиса, президентом выбрана правильная стратегия. Законодатели в Госдуме по-прежнему призывают как к отставке Эльвиры Набиуллиной, председателя Центрального банка, так и к более масштабной поддержке рубля. Однако это популистские краткосрочные меры, что неудивительно на фоне появления сообщений о людях, призывающих отменить новогодние праздники, которые становятся не по карману, и безумства потребителей, тратящих обесценивающиеся рубли на любые дорогостоящие товары, которые пока для них доступны.

Российские власти правы в том, что не используют государственные резервы таким образом, потому что это выбрасывание их на ветер, и в течение шести-девяти месяцев кризис может только усугубиться. Так, к концу 2014 года Центробанк потратил почти 90 млрд. долларов резервов, при этом рубль продолжал свое свободное падение. К середине декабря национальная валюта потеряла 84 % по отношению к доллару США и 60 % по отношению к евро. Нефть здесь является ключевым фактором, и пока цена барреля продолжает снижаться, то также будет снижаться и рубль, независимо от того, что предпринимает ЦБ РФ и сколько он тратит. С 1 октября 2014 года рубль упал на 50 %, а цена барреля нефти марки Urals снизилась на 45 %. Попытка сохранить рейтинг инвестиционного уровня страны, без которого будет очень трудно обратно привлечь иностранных инвесторов после окончания этого кризиса, и сохранение резервов нетронутыми, чтобы подстраховать угрозу банковского кризиса или риска дефолта, если санкции останутся в силе в 2016 году, на сегодняшний день являются более приоритетными задачами.

Одним из непосредственных последствий падения рубля является больший, чем предполагалось, рост инфляции в течение нескольких первых месяцев 2015 года, при этом величина инфляции, как ожидается, составит 14-15 % по сравнению с текущими 10 %. MosPrime (Libor), ключевая ставка ЦБ РФ, в настоящее время составляет 17 %, тогда как в начале года ее величина была только 5,5 %, при этом вероятно, что ставка будет еще выше в следующем квартале, так как ЦБ РФ пытается сдерживать инфляцию и обеспечить поддержку рубля. С учетом возражений Президента против любого дальнейшего использования резервов для защиты рубля или каких-либо механизмов, которые могут быть интерпретированы как форма контроля за движением капитала, одной из немногих доступных для ЦБ РФ стратегий является использование процентных ставок для поддержки рублевых активов.

Это означает, что российская экономика, скорее всего, резко упадет в первых двух кварталах 2015 года. В то время как сокращение ВВП составит от 3 % до 5 % за год (в зависимости от того, на каком ценовом уровне будет торговаться нефть), гораздо более серьезное падение в первой половине этого года теперь неизбежно. Потребители, особенно в Москве, в конце прошлого года снимали рубли через банкоматы и скупали технику и другие импортные товары. Это обеспечило значительный рост сектора розничной торговли в декабре, однако после этого в течение следующих шести месяцев здесь будет полный штиль. Высокие цены, высокие процентные ставки и низкий рост номинальной заработной платы ведут к неизбежности такой ситуации. В свою очередь, высокая стоимость заемного капитала будет причиной серьезного сокращения капитальных вложений в 2015 году.

Компенсирующие факторы

Одним из компенсирующих факторов выбранной стратегии является то, что слабый рубль при отсутствии дополнительных доходов от роста цен на нефть продолжает защищать бюджет и, в частности, позволит российскому правительству повысить пенсии и некоторую часть окладов госслужащих на уровень инфляции в 2015 году. Также слабость национальной валюты поможет увеличить внутренний спрос и рост в обрабатывающих отраслях промышленности. Произведенные в России товары будут дешевле, чем более дорогой иностранный импорт. Мы уже видели изменение спроса на товары пищевой промышленности в течение последних четырех месяцев. Импортозамещение способствовало росту в производственном секторе до 3,5 % в 2014 году, и это частично компенсирует негативные явления в других сферах.

Защита доходов бюджета в рублевом выражении также означает, что правительство сможет повысить выплаты пенсионерам и заработную плату большинства работников государственного сектора. Последние составляют более 20 % национальной рабочей силы, а фактически это распространяется на гораздо большую долю населения с учетом иждивенцев и расширенных семей. Президент Путин в рамках своей недавней пресс-конференции подтвердил, что пенсии будут расти в соответствии с заявленными темпами инфляции в 2015 году, и я ожидаю, что основная часть работников государственного сектора получит то же самое. Это не было бы возможно, если бы рубль поддерживался на высоком уровне по отношению к доллару США, так как федеральный бюджет имел бы в 2015 году очень большой дефицит вместо относительно небольшого дискомфорта.

Подписаться на обновления

Прокрутить вверх