+ 7 (495) 684-04-00

Обзор рынков США за 2021 год

В первые дни 2021 года были продолжены темы, перешедшие из 2020 года. Индекс высокотехнологичных акций Nasdaq, который извлек выгоду из торговли «оставайтесь дома» и возглавлял основные индексы США в течение 2020 года, сохранил свое лидерство в январе, прибавив чуть менее 1,5%, в то время как S&P 500 (SPX) и Dow (DJIA) закончили месяц в минусе. Акции малой капитализации, которые возродились в четвертом квартале 2020 года, продолжали опережать акции крупной капитализации — Russell 2000 (RUT) вырос на 5% в течение первого месяца года.

Однако для изменения рыночного ландшафта не потребовалось много времени. Доходность казначейских облигаций США, которая росла с конца лета, в начале 2021 года набрала обороты — доходность 10-летних облигаций выросла с 1% в начале года до 1,6% к концу февраля. Быстрый рост доходности облигаций вызвал опасения по поводу оценок акций роста, особенно в технологическом секторе, что привело к падению индекса Nasdaq более чем на 10% в первом квартале. Это также привело к тому, что технологический сектор уступил первое место в рейтинге секторов по относительной силе, которое он занимал более трех лет, и опустился на пятое место к концу квартала. Между тем, энергетика и финансы, которые были внизу рейтинга относительной силы, поднялись в первую тройку.

Цены на сырьевые товары, которые начали расти в 2020 году, в начале 2021 года продолжали наращивать темпы. Сырая нефть подорожала более чем на 22%, что способствовало росту акций энергетических компаний, в то время как растущие ставки были попутным ветром для их финансовых показателей. Рост цен на сырьевые товары не ограничивался энергетическим сектором — древесина и медь в течение 1-го квартала выросли на 16% и 14% соответственно.

Среда растущих ставок также стала серьезной проблемой для облигаций инвестиционного уровня и казначейских облигаций США, которые в 2020 году были одним из самых сильных сегментов на рынке инструментов с фиксированным доходом. После неудовлетворительных показателей в течение большей части последних нескольких лет акции стоимости вернули себе статус  фаворитов, значительно опередив в первом квартале года акции роста в сегментах как крупной, так и малой капитализации. Nasdaq восстановился после квартальной распродажи, завершив квартал с положительными значениями. Однако лидировал среди основных индексов крупной капитализации Dow с ростом почти на 8% за квартал. Акции с малой капитализацией продолжали лидировать по сравнению с акциями крупной капитализации, прибавив более 12%. 10-летние казначейские облигации завершили квартал с доходностью 1,75%, что является самым высоким уровнем с момента начала пандемии COVID, который с тех пор не был преодолен.

Укрепление акций США продолжилось во втором квартале, чему способствовал сильный экономический рост — ВВП США вырос в 1-м квартале на 6,4% (по сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года). Индекс S&P 500 продемонстрировал доходность чуть более 8%, в результате чего его прирост за первое полугодие составил 14,4%, что стало для него вторым лучшим началом года с 1997 года. После отставания в 1-м квартале во 2-м квартале Nasdaq возглавил основные индексы США и прибавил чуть менее 9,5%, в то время как Dow снизился, набрав чуть более 4,5%.

Во втором квартале также продолжился рост сырьевых товаров — индекс сырьевых товаров S&P GSCI, в который входят энергоносители, драгоценные и промышленные металлы и сельскохозяйственное сырье, вырос почти на 15%, лидировали здесь энергетические ресурсы, так как сырая нефть выросла более чем на 24%. Широкая сила сырьевых товаров выдвинула этот класс активов на второе место после мировых акций с точки зрения рейтинга относительной силы. Сырьевые товары в рамках 1-го квартала ненадолго превзошли глобальные акции, впервые заняв второе место с 2016 года. Однако это движение длилось недолго, поскольку мировые акции вернулись на второе место всего через пару недель. Сырьевые товары в настоящее стабильно удерживают второе место с момента его возвращения во втором квартале.

После стремительного роста в 1-м квартале доходность казначейских облигаций США во втором квартале снизилась. Доходность 10-летних облигаций упала примерно до 1,45%, что принесло некоторое облегчение для инвесторов в облигации и помогло индексу Bloomberg Barclays US Aggregate Bond вырасти за квартал на 1,8%.

Повышенная инфляция вызвала вопросы о сроках начала ужесточения политики ФРС, так как майский индекс потребительских цен показал рост цен на товары в размере 3,8% в годовом исчислении, самое большое значение с 1992 года, и «рефляционная» торговля несколько ослабла, а акции роста опередили акции стоимости. SPDR S&P 500 Growth ETF (SPYG) вырос почти на 12% в течение квартала, более чем вдвое превысив показатели SPDR S&P 500 Value ETF (SPYV), который вырос чуть более чем на 4,3%. В то же время акции малой капитализации впервые с третьего квартала 2020 года уступили лидерство акциям крупной капитализации — доходность Russell 2000 составила чуть более 4%, что составляет менее половины доходности S&P за квартал.

Несмотря на низкие показатели во 2-м квартале, стоимость оставалась самым эффективным фактором в акциях США в течение первых двух кварталов года на фоне замедления моментума. Это был резкий сдвиг по сравнению с 2020 годом, когда моментум был самым эффективным внутренним фактором, а стоимость отставала от остальных.

Акции США начали третий квартал на устойчивой основе. Несмотря на опасения по поводу дельта-варианта COVID-19, вызывающие вопросы о будущих перспективах роста, все основные индексы США завершили июль с положительными значениями, при этом индекс S&P вырос более чем на 2% за месяц. Опасения по поводу роста в наибольшей степени отразились на акциях малой капитализации — Russell 2000 снизился за месяц более чем на 3,5%. Между тем продолжающееся снижение процентных ставок в США стало встречным ветром для акций финансового сектора.

На международном уровне жесткие меры в отношении технологических и частных образовательных компаний со стороны китайского правительства привели к массовым продажам китайских акций, в результате чего iShares MSCI Emerging Markets ETF (EEM) потерял в июле почти 6,5%.

Основные бенчмарки США вновь достигли новых максимумов в августе, когда председатель ФРС Пауэлл высказался в мягком ключе, успешно отделив сокращение покупок активов, которое, как и ожидалось, началось позже в 2021 году, от повышения процентных ставок. Также Сенат принял законопроект об инфраструктуре в размере 1 триллиона долларов, что усилило бычьи настроения.

Финансовые показатели в августе восстановились, в лидерах оказались крупные банки — большинство из них показало сильный рост выручки.

После роста на протяжении большей части года сырая нефть резко упала в августе, потеряв почти 6,5%. Случаи заболевания дельта-вариантом COVID-19 участились во многих странах, что стало причиной озабоченности по поводу будущего спроса.

Согласно Stock Trader’s Almanac, «сентябрь — это время, когда падают и листья, и акции, на Уолл-стрит это худший месяц из всех». И этот месяц в 2021 году полностью оправдал свою сомнительную репутацию. Акции США продемонстрировали значительный рост в течение первых двух месяцев квартала; однако опасения в отношении перспектив роста и инфляции привели к падению индекса S&P 500 чуть менее чем на 5% за месяц — это его худшая месячная результативность с марта 2020 года, были сведены на нет почти все достижения в июле и августе. В итоге S&P завершил квартал ростом всего на 0,23%, в то время как Nasdaq и Dow Jones Industrial Average показали -0,38% и -1,91% соответственно.

Доходность казначейских облигаций США, которая снижалась в течение большей части лета, в конце сентября стремительно выросла после того, как чиновники ФРС заявили, что ожидают начать сокращение покупок активов с ноября. Доходность 10-летних обязательств выросла примерно с 1,3% до 1,55% в последние две недели сентября, завершив квартал практически на той же отметке, с которой он и стартовал.

В то время как сентябрь был неблагоприятным для акций США, сырьевой индекс S&P GSCI вырос за месяц более чем на 5% во главе с сырой нефтью, которая поднялась более чем на 8%, поскольку вырос потребительский спрос на мазут и бензин.

После сентябрьской распродажи акции США восстановились в октябре, чему в основном способствовали публикации очень хороших отчетов о доходах. Индексы S&P 500 и Nasdaq за месяц выросли примерно на 7%, а Dow — почти на 6%.

Доходность казначейских облигаций США продолжала расти — доходность 10-летних облигаций достигла максимума на отметке 1,675%, что является самым высоким уровнем с апреля, поскольку ФРС не отказалась от планов начать сокращение покупок активов в ноябре, несмотря на заметно более низкий рост ВВП США в 3-м квартале по сравнению со 2-м кварталом.

После конструктивного октября американские акции уверенно стартовали в ноябре, когда S&P 500 достиг новых рекордных максимумов. Однако появление варианта omicron COVID-19 и опасения по поводу эффективности против него существующих вакцин привели к падению цен на акции и доходности облигаций после Дня благодарения. Расстройство инвесторов еще больше усугубил более агрессивный тон председателя ФРС Пауэлла, который заявил, что больше неуместно называть инфляцию «временной», и,  сославшись на силу экономики США, заявил, что рассматривается вопрос о более быстром сокращении покупок активов. Индекс S&P 500 завершил месяц небольшим снижением, продемонстрировав убыток в размере 0,83%. Акции компаний с малой капитализацией пострадали еще сильнее — Russell 2000 потерял почти 4,3%.

Хотя новости о варианте omicron помогли снизить цены на акции, гораздо более сильное влияние они оказали на цены на нефть, которые упали более чем на 10% на следующий день после Дня благодарения, что стало крупнейшим дневным снижением с апреля 2020 года и привело к потере более 20% за месяц.

Американские акции и сырая нефть восстановились в первые дни декабря, так как новости о серьезности варианта omicron и эффективности существующих вакцин развеяли некоторые опасения, но оба рынка остаются на уровне, наблюдавшемся до Дня благодарения. По мере того как мы приближаемся к последним торговым дням года, акции США по-прежнему прочно занимают первое место в рейтинге классов активов, а сырьевые товары удерживают вторую позицию. Между тем, технологии вновь заняли первое место в отраслевом рейтинге, которое они уступили в ноябре.

Подписаться на обновления

Прокрутить вверх